ВСЕ ОБЗОРЫ

Свет и образ в работах Игоря Клюшкика


 Сейчас в нашей галерее проходит выставка Игоря Клюшкина, члена союза художников и союза дизайнеров. 8 марта состоялся вернисаж, приуроченный ко дню рождения автора выставляемых работ. В свою очередь мы решили написать обзорную статью, в которой на примере нескольких картин мы постараемся сформировать у наших гостей и читателей общее представление о выставке и художнике.

 В случае с «Вечерними натюрмортами» Игоря Клюшкина было бы уместнее говорить не о каждой картине в отдельности или же одной из них, а скорее об их сочетании и роли в пространстве выставки.

 Но прежде чем озвучить наши соображения по поводу этих работ, было бы справедливо отметить, что у нас вряд ли бы вышло получить полное представление о картинах, не спросив художника об истории их создания, на что Игорь Клюшкин поведал нам весьма интересную историю.

 Что касается материалов,- то это холст и полоска ткани, наложенная поверх него. Работы выполнены акриловой краской. Однако художник не использовал чистое полотно. Картины Клюшкина написаны поверх тиражных портретов писателей, которые по обыкновению висят в школьных классах.

  На обоих натюрмортах мы видим цветочные вазы, но не прописанные целиком. На первой работе присутствует левая половина, на второй - правая. Подобное изображение обращает зрителя к теме симметрии. Но, не правда ли интересней то, что сокрыто от глаз наблюдателя?

натюрморт искуство закат ваза живопись

Игорь Клюшкин
"Вечерний натюрморт I"

  Как известно, человеческий глаз различает объекты, от которых отражается световое излучение в видимом спектре. Следовательно, сокрытие части изображения возможно обуславливается игрой света. Для её написания художник прибегает к авторской технике фактуры, используя, как мы уже ранее сказали, полоски ткани, приклеенные к холсту. Благодаря этому создаётся отражение и преломление вечерних лучей, заполняющих всё пространство картины и выплёскивающихся за границы холста. Такой приём также помогает нам определить источник света и угол его падения.

  Однако, это скорее подходит для «Вечернего натюрморта» под номером I, потому как на второй работе мы не сразу находим очевидный источник света. Преобладание чёрных и тёмно-зелёных тонов указывает нам время суток – поздний вечер. Белые блики, разбросанные по полотну – это свет луны.

натюрморт вечер искусство

Игорь Клюшкин
"Вечерний натюрморт II"

  Возвращаясь к теме сокрытого, стоит обозначить место, в которое художник помещает наблюдателя. Как мы уже заметили, оба полотна имеют внешний источник света. Поэтому пространства картин являются своего рода окнами, (как минимум условными) в которые заглядывает зритель.

 Тем самым обыгрывается само выставочное пространство. Стена галереи в данном контексте становится стеной здания, перед которым помещён человек, пришедший на выставку. Если придерживаться этой точки зрения, то невидимое на картине является уже не абстрактной игрой света, а вполне «явными» шторой или плотным тюлем. Благодаря этому происходит расширение списка изображённых объектов. К ним добавляются занавесь, окно, рама, стена, подоконник.

  Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: не смотря на видимую схожесть, работы перекликаются лишь техникой написания, в то же время порождая ряд таких контекстуальных антонимов, как «свет-тьма, лево-право, луна-солнце» и далее.

 Чтобы составить более полное представление о выставке обратимся к картине «Натюрморт с фруктами». Какие отсылки могут возникнуть у зрителя, смотрящего на эту работу? Здесь, впрочем, как и в других натюрмортах, Игорь Клюшкин использует узнаваемый сезанновский приём для передачи геометрической формы изображаемых им объектов. Помимо Сезанна, в этом произведении можно уловить веяния Матисса, других французских импрессионистов, и русских авангардистов.

 

современное искусство, натюрморт, подслолнухи

Игорь Клюшкин
"Натюрморт с фруктами", холст, масло, акрил

Говорить, что круг, на который смотришь искоса, видится эллипсом, значит подменять наше действительное восприятие схемой того, что мы должны были бы увидеть, будь мы фотографическими аппаратами: в реальности мы видим форму, которая колеблется на грани эллипса, но не есть эллипс.

М. Мерло-Понти «Сомнения Сезанна»


сезанн натюрморт франция

Поль Сезанн
"Натюрморт с большими яблоками "

 В этой работе Игорь Клюшкин прибегает к технике коллажа. Интересно было бы заметить, что газета, лежащая на столе – элемент заимствованный из «реального» мира. В этом случае, объект попадающий в произведение искусства отнюдь не лишается своей исходной функции, как бы обретая двойное бытие.

  Здесь можно так же сказать пару слов о символическом значении объектов. Вспоминая историю европейского натюрморта, мы можем упомянуть о том, что в эпоху возрождения, предмет, запечатлённый художником, являлся символом или аллегорией. Однако если ранее, живописец самостоятельно закладывал скрытое значение, то теперь наделение объекта дополнительным смыслом становится задачей зрителя.

  В этой работе нами обнаруживается некий конфликт символов. Мы можем трактовать подсолнухи, как возвышенный и солярный символ. Яблоко – же традиционный символ грехопадения, а груши, через призму исповеди Августина Блаженного суть раскаяние через содеянный грех.

  Мы надеемся, что зрителю будет интересно посетить нашу выставку, чтобы согласиться с нами или, к примеру, оспорить наше мнение, относительно этих произведений.

Никита Нестеров

 

Список литературы:

М. Мерло-Понти "Сомнение Сезанна"
Августин Блаженный "Исповедь"

P.S. В течение выставки работы продаются с большой скидкой
Вечерние натюрморты 5 000р
Натюрморт с фруктами 15 000р


Поделиться страницей в сетях